Персональный сайт учителя - логопеда

Рекомендации родителям первоклассников.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

Произвольное поведение- поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом и контролируется путем сопоставления с ним. Оно во многом определяет успешность обучения.

Произвольность включает в себя:

· умение ребенка контролировать свою двигательную активность;

· умение действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;

· высокий уровень развития произвольного внимания;

· умение работать по образцу;

· доминирование познавательного мотива над игровым;

· наличие «внутренней позиции школьника».

Если ребенок умеет: ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия для его реализации ,значит, у него сформирована эмоционально – волевая готовность.

Как развивать произвольность у детей.

1. Максимально использовать в своей работе игры с четкими правилами.

2.  Давать детям сложные инструкции, состоящие из нескольких указаний. Например, «Маша, подойди к шкафу, возьми полотенце и отнеси его в умывальную, а затем подойди ко мне».

3. Учить детей соблюдать правила поведения в группе. Для этого вместе с детьми необходимо придумать не очень сложные или шутливые правила. Сначала одно, затем больше. Договоритесь, что их нельзя нарушать в течение определенного времени. Например, «Сегодня весь день нельзя… (смотреть в окно, подходить к рыбкам, прыгать на одной ноге и пр.

4. Для развития произвольного внимания можно использовать разнообразные игры:

«Кричалки – шепталки – молчалки» 

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «Молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Графический диктант.

Инструкция зачитывается 1 раз: «Сейчас мы поиграем в игру «Волшебный карандаш». Если ты будешь внимательно меня слушать, то когда мы закончим, появится рисунок. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, которые я буду называть. Новую линию начинай оттуда, где кончается предыдущая, руку не отрывай. (отмечается точка - начало пути и диктуются шаги: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх и т.д.)

Слуховой диктант ( 4 – 7 условий)

Например, «Нарисуй 5 домов разного размера так , чтобы 4-ый домик был самый маленький, у 2-го на крыше была труба, а у среднего круглые окна».

Тыкалки. 

Ребенок сидит на стуле , ступни на полу и «замирает». Ведущий медленно считает до 10 ( 5, 3 и т.д. ), подходит к нему  и щелкает его легонько. Ребенку нужно остаться неподвижным и не рассмеяться.

Хочукалки.

Ведущий медленно в воздухе рисует предмет(цифру).Ребенок должен угадать, но не выкрикивать, а дождаться разрешения и прошептать ответ.

Выполни приказ. 

Это условное название. Ведущий дает сразу несколько распоряжений, их произносит только раз, ребенок должен в той же последовательности повторить, выполнить. После находит свои ошибки – это очень важно!

Нарисуй так же.

 Предложите ребенку готовый рисунок. Ему нужно его перерисовать. После этого он сам должен найти недочеты своей работы.

618d76a7d2760a80e85f2bef368dc921.jpg

Рекомендации родителям.

Избегайте чрезмерных требований. 

Не спрашивайте с ребенка всё и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам — запастись терпением и помочь ребенку.

Право на ошибку.

 Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.

Не думайте за ребенка.

 Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.

Не пропустите первые трудности. 

Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Устраивайте праздники. 

Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Для ребенка переход в школу — трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент — самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, так как ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств недостает нашим первоклассникам. К примеру, за время перерыва нужно приготовиться к уроку, сходить в туалет, отдохнуть. Звенит звонок, а дети все еще копаются в портфелях, щелкают пеналами. Поэтому все, что посильно для ребенка дома, он должен делать сам: заправить кровать, убрать со стола, почистить свою обувь, поесть быстро и аккуратно.

Особое внимание нужно обратить на режим дня.

 Взрослые должны хорошо усвоить, что к режиму дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные моменты, уметь поддерживать порядок в вещах, помогать по хозяйству.

Первый год в школе — сложный период. 

Иногда родители могут спровоцировать школьный стресс, желая сиюминутных успехов, не учитывая психологические особенности ребенка.

Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению?

• Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться.

• Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями.

• Умеет общаться и работать в коллективе.

• Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми.

• Стремится к самосовершенствованию.

13 января 2022 в 17:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.